Зырянова Светлана Александровна,музыкальный руководитель

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ) В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.


ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ) В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.


Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.  У дошкольников необходимо развивать продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов моей работы как музыкального руководителя является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. На моих музыкальных занятиях процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов в моей деятельности важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов на музыкальных занятиях дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В своей работе я использую пособие «Неизведанное рядом», авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, где подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком. Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.

В младшей группе я учу детей определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум?»).

В средней группе я объясняю детям причины возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется голос?»).

В старшей группе мы с детьми узнаем, как распространяются звуковые волны, подвожу их к пониманию возникновения эха («Где живет эхо?», а также выявляем вместе с детьми причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал?», «Как появляется песенка?», а также причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.).

А в подготовительной группе мы с детьми выявляем особенности передачи звука, причины происхождения высоких и низких звуков, частоты звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит», «Поющая струна») и др.

В построение образовательного процесса в свою деятельность я включила циклы занятий по музыкальному экспериментированию: «Где живут звуки?»  «В царстве звуков» (Деревянные и металлические звуки, стеклянные звуки), «Музыкальные инструменты своими руками» (изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала –шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п.)? «Инструментальные звуки», «В звуках наш мир отражен»). Эти темы проходят через все виды музыкальной деятельности, поэтому музыкальный материал подбираю увлекательный и разнообразный.

В нашей дошкольной организации по интересам детей и родителей планируется открыться музыкальная лаборатория «Волшебные звуки музыки», где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности. Также дети будут стремиться к самостоятельному познанию и размышлению, к умению экспериментировать со звуками, и создавать свои собственные мелодии.


Использование музыкальных экспериментов в системе моей работы неоспоримо помогает развивать детей интеллектуально, у них концентрируется внимание, активизируется память, это является показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности. А также дети пополняют свой «багаж» определенными знаниями, учатся создавать свой собственный музыкальный инструмент, сочинять собственную мелодию на нем, это позволяет ребенку почувствовать свою значимость, самостоятельность. А участие в выставках, концертах, фотосессиях дают родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности.

Кроме того, в будущем процесс музыкально- экспериментальной деятельности будет успешно апробирован и адаптирован. Дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, и она будет  служить во благо ребенка, а не во вред.


16 марта 2022 в 14:38

Прикреплённые файлы:

Документ: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ) В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

Описание файла:

Файл называется: poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost_ngj5b.pptx

Это официальный файл организации «Зырянова Светлана Александровна,музыкальный руководитель», в нём содержится ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ) В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ..

Размер файла: 6,52 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.